image_pdfimage_print

Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства»

Вступил в силу с 26 февраля 2018 г. (за исключением отдельных положений).

Декрет Президента Республики Беларусь от 23 ноября 2017 г. № 7 «О развитии предпринимательства» (далее – Декрет № 7) разработан в целях развития предпринимательской инициативы, стимулирования деловой активности и исключения излишних административных барьеров, устаревших и надуманных требований, предъявляемых к субъектам хозяйствования.

Он являются результатом самого тесного взаимодействия органов государственного управления с предпринимательским сообществом и гражданами.

Декретом предлагается минимизировать вмешательство государства в работу субъектов хозяйствования, одновременно усилив механизмы саморегулирования бизнеса и его ответственность за безопасную работу перед обществом.

Для достижения указанных целей в Декрете № 7 заложены следующие подходы:

уведомительный порядок осуществления отдельных наиболее распространенных видов экономической деятельности, перечень которых определен в приложении к Декрету № 7;

Справочно:

В этот перечень включены бытовые, туристические, социальные услуги, деятельность в сфере торговли и общественного питания, перевозок пассажиров и багажа (в нерегулярном сообщении), производство сельхозпродукции, стройматериалов и иные распространенные виды деятельности.

По данным Минэкономики, именно в этих сферах сосредоточено порядка 95 процентов мелкого и среднего бизнеса.

Для занятия данными видами деятельности достаточно будет подать одно-единственное уведомление в исполком через службу «одно окно» или с помощью единого портала электронных услуг, и на следующий день лицо будет вправе осуществлять заявленный вид экономической деятельности. Подавая такое уведомление, субъект хозяйствования автоматически берет на себя ответственность за соответствие своей деятельности законодательству;

утверждение в рамках Декрета № 7 общих (единых) требований пожарной безопасности, санитарно-эпидемиологических требований, требований в области охраны окружающей среды и требований в области ветеринарии к содержанию и эксплуатации капитальных строений (зданий, сооружений), изолированных помещений и иных объектов, принадлежащих субъектам хозяйствования;

Эти требования максимально систематизированы и сокращены.

Справочно:

Так, из действующих сегодня 586 пунктов правил пожарной безопасности, 7 приложений и 13 таблиц сохранено лишь 58 пунктов. Большой объем санитарных требований к бизнесу (14 документов, включающих более 1100 пунктов) реализован в виде 81 пункта. Ветеринарные требования, насчитывающие сегодня 15 документов и более 2200 пунктов, сокращены до 207 пунктов.

Во избежание чрезмерного применения отсылочных норм в Декрете № 7 общие требования к безопасности изложены максимально полно и последовательно, простым и доступным населению языком. Ознакомившись с ними, любой субъект хозяйствования будет иметь четкое представление обо всех требованиях, которые он должен соблюдать для обеспечения безопасности своей деятельности.

Предполагается, что именно предусмотренный Декретом № 7 перечень требований будет являться обязательным для соблюдения в ходе осуществления экономической деятельности. Положения иных технических нормативных правовых актов будут носить для субъекта хозяйствования рекомендательный характер. Все обязательные ТНПА будут в свободном доступе. Их планируют публиковать на Национальном правовом Интернет-портале и иных информационных ресурсах в глобальной компьютерной сети Интернет.

Справочно:

Для отдельных наиболее специфических объектов (например, нефтеперерабатывающее предприятие), функционирование которых сопряжено с повышенными рисками, требования к эксплуатационной безопасности будут определены Правительством.

максимальное упразднение административных барьеров, связанных с наличием сложных и длительных процедур получения справок, согласований и иных видов разрешительной документации;

Справочно:

К примеру, в сфере осуществления торговли и общественного питания предлагается отказаться от согласования исполкомами режима работы торговых объектов и объектов общепита (за исключением случаев их работы с 23.00 до 7.00 часов).

Субъекты хозяйствования смогут самостоятельно организовывать и проводить выставки на территории Республики Беларусь.

Личные гаражи разрешат использовать в качестве СТО без согласия членов гаражного кооператива.

В сфере транспортной деятельности предлагается отказаться от оформления путевых листов при выполнении автомобильных перевозок.

В сфере рекламной деятельности не надо будет согласовывать содержание размещаемой наружной рекламы и рекламы на транспорте (за исключением рекламы, связанной со специфическими товарами (работами, услугами), в связи с тем, что в Законе «О рекламе» и постановлениях Правительства определены необходимые требования к ее содержанию и предусмотрена ответственность в случае нарушения указанных требований. Это позволит снизить административную нагрузку на бизнес, а также освободить государственные органы от такого согласования и использовать соответствующие ресурсы на осуществление других необходимых функций.

Значительно упрощается порядок ввода объектов строительства в эксплуатацию. Вместо необходимости получения согласований органов МЧС, санитарных служб и иных инстанций субъекту хозяйствования теперь будет достаточно подать заявление с приложением необходимого комплекта документов в исполком в службу «одно окно». Там оно в течение месяца в рамках выполнения одной сложной административной процедуры пройдет все стадии согласования, по результатам которых будет принято решение о возможности ввода объекта в эксплуатацию.

утверждение на уровне Главы государства единого перечня административных процедур для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях обеспечения его стабильности и недопустимости чрезмерного разрастания;

Справочно:

Согласно действующей редакции постановления Правительства Республики Беларусь от 17 февраля 2012 г. № 156 в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в стране осуществляется более 900 административных процедур (для сравнения, на момент утверждения в 2012 году перечень включал 716 процедур, то есть за пять лет количество процедур возросло на преть).

Изменения в этот документ вносятся бессистемно. Например, только в июне этого года постановление трижды подвергалось корректировкам (соответствующие акты Совета Министров были приняты с разбежкой всего в несколько дней -2, 5 и 8 июня 2017 г.);

установление до 2020 года моратория на повышение налоговых ставок и введение новых налогов, сборов (пошлин), что будет содействовать стабилизации финансовой деятельности предприятий;

отмена использования субъектами хозяйствования печатей в процессе осуществления экономической деятельности и их замена электронными средствами аутентификации и идентификации (электронной цифровой подписью), что позволит исключить излишнюю бюрократию в бизнесе и будет коррелировать с передовой международной практикой ведения дел между бизнес-партнерами;

установление административной ответственности руководителя за обеспечение нормальной работы предприятия. В частности, за непринятие руководителем необходимых мер по надлежащей организации деятельности предприятия, повлекшее причинение вреда государственным или общественным интересам, окружающей среде, жизни, здоровью, правам и законным интересам граждан (если нет признаков преступления), предусмотрено применение штрафных санкций в размере от десяти до ста базовых величин.

Таким образом, в Декрете № 7 реализован один из ключевых подходов, обозначенных Главой государства, о минимальном вмешательстве государства в экономическую деятельность субъекта хозяйствования при повышении личной ответственности его руководителя.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.