image_pdfimage_print

«В образовании мелочей не бывает», — особо подчеркнул Александр Лукашенко на недавнем совещании по вопросам совершенствования системы образования. В центре внимания была новая редакция Кодекса об образовании, который, к слову, уже прошел первое чтение и сейчас находится в Парламенте. Как стало известно после предметного разговора, Глава государства концепцию документа поддержал. А мы, в свою очередь, тоже решили посмотреть, что изменится в сфере образования с принятием новой редакции кодекса. За комментарием обратились к члену Постоянной комиссии Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь по образованию, науке, культуре и социальному развитию Татьяне Абель.

— Татьяна Валерьевна, каковы перспективы окончательного принятия новой редакции Кодекса об образовании? В чем заключается его дальнейший механизм?

— Дальнейший механизм таков: после того как Палата представителей во втором чтении даст свое добро, Кодекс об образовании будет направлен в Совет Республики на одобрение и затем уже поступит на подпись Президенту. Сделать это планируется до конца года. Кодекс — достаточно объемный документ. Он включает в себя 297 статей. Учтены и вносятся более 200 различных предложений. Появилось 17 новых статей.

— Затронут ли изменения формат итоговой аттестации в школе?

— Планируется, что выпускники учреждений общего среднего образования будут сдавать итоговые испытания по одному из государственных языков и математике на государственном экзамене в форме ЦТ. Так что поступать в вузы с 2023 года ребята будут на основании сертификатов государственного экзамена, результатов ЦТ по профильным предметам, а также среднего балла аттестата.

— На совещании по вопросам совершенствования системы образования Президент отметил, что «за централизованным тестированием не всегда виден человек». Заложены ли новые подходы по правилам приема в вузы и ссузы в новую редакцию Кодекса об образовании?

— Не рассматривается полный отказ от централизованного тестирования при приеме в вузы, однако будет применен комбинированный подход. Что касается зачисления в средние специальные учебные заведения страны, то этот механизм предлагают проводить без ЦТ, а просто на основании конкурса документа об образовании. В числе новаций предусмотрены и моменты, чтобы в большей степени была возможность «увидеть» абитуриента, в том числе оценить его мотивированность к будущей профессии. Так расширяются возможности целевой подготовки. Отбор таких абитуриентов предполагается осуществлять на основе проведения внутреннего вступительного испытания по профильному учебному предмету (до проведения ЦТ). Планируется и существенное увеличение квот на места, предусмотренные для получения высшего образования на условиях целевой подготовки.

— В новой редакции Кодекса об образовании предусмотрено развитие дистанционной формы обучения как самостоятельной?

— Очевидно, что дистанционная форма не сможет заменить традиционную подготовку по всем специальностям. Однако по некоторым видам образования (например, по гуманитарным специальностям) может появиться самостоятельная форма дистанционной подготовки.

— Будут ли расширяться возможности целевой подготовки специалистов?

— Несомненно. Ведь если раньше она распространялась только на определенные населенные пункты (чернобыльские, сельские регионы, города с населением до

20 тысяч), то теперь такой договор сможет заключить организация — заказчик кадров, находящаяся в любой точке страны. Планируется увеличить общий процент мест, который выделяется для приема на условиях целевой подготовки. При этом для поступления абитуриент будет сдавать внутреннее вступительное испытание (устный экзамен), которое позволит увидеть и произвести отбор мотивированных абитуриентов.

— В новой редакции Кодекса об образовании отразятся нюансы о возможности зачисления в школу детей, которым еще не исполнилось полных шесть лет?

— У родителей всегда возникал вопрос, во сколько лет идти ребенку в школу. Раньше была жестко прописана норма — шесть лет, и только с разрешения Министерства образования иное. Теперь оговорено, что, как правило, с шести лет. Но вместе с тем один из законных представителей может с учетом ряда обстоятельств, в том числе и медицинских, отправить своего ребенка позже. С другой стороны, если ребенок готов, это подтверждают медицинские данные, и родители хотят его отправить в неполные шесть лет, то тоже имеют на это право.

— Прописаны ли в новой редакции Кодекса об образовании некоторые нормы поведения студентов, которые они должны строго соблюдать?

— И эти нюансы также нашли отражение в новой редакции Кодекса. Так, если студента привлекут к уголовной или административной ответственности даже за однократное совершение грубого правонарушения, вуз получит право прекратить с ним образовательные отношения. Проще говоря, отчислить. Также предлагается со студентов, пропустивших занятия, взимать плату за ликвидацию академической задолженности.

— Из обозначенных Вами аспектов в совершенствовании системы образования ясно одно: будет уделено большое внимание разностороннему развитию личности обучающегося. Так ли это?

— Все верно. К тому же, анализируя события прошлого года, мы не должны терять нить патриотического, семейного и ценностного воспитания. Школа должна не только давать знания, учитывая индивидуальный подход к каждому ребенку, но и выпускать во взрослую жизнь гражданина, патриота своей страны.

Ирина КОНОВАЛОВА. Фото Марины ВАСИЛЬЕВОЙ.