ВОПРОС: Правомерно ли предусмотреть в коллективном договоре, что необходимые смывающие средства работники должны приобретать за свой счет, а наниматель в начале периода (месяца) будет выплачивать работникам денежную компенсацию их расходов без представления подтверждающих документов на приобретение? При этом размер компенсации будет определять наниматель по согласованию с профсоюзом. 

ОТВЕТ: Неправомерно. Наниматель компенсирует работникам расходы на приобретение необходимых смывающих и обезвреживающих средств по установленным нормам, если работники вынуждены приобретать их за свой счет (подп.1.8 п.1 постановления Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 208 «О нормах и порядке обеспечения работников смывающими и обезвреживающими средствами».

Это положение является исключением из общего правила и применяется, если наниматель не может выполнить свою обязанность по предоставлению работникам смывающих и обезвреживающих средств, установленную абзацем 4 части второй ст.17 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда».

Условие коллективного договора о самостоятельном приобретении работниками смывающих и обезвреживающих средств за свой счет и предоставлении компенсаций этих расходов ухудшает положение работников по сравнению с законодательством.

С учетом части первой ст.362 Трудового кодекса Республики Беларусь установление в коллективном договоре порядка приобретения работниками смывающих и обезвреживающих средств за свой счет и компенсации этих расходов будет необоснованным.


ВОПРОС: Может ли наниматель, в связи с необходимостью ежедневной стирки, выдавать работнику два комплекта специальной одежды, как будет рассчитываться срок носки в данном случае?

ОТВЕТ: Да, может. Наниматель по согласованию с первичными профсоюзными организациями или уполномоченными лицами по охране труда работников организации может выдавать работникам одновременно два комплекта специальной одежды и специальной обуви на удвоенный срок носки для улучшения эксплуатации и организации ухода за ними (п.34 Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209).


ВОПРОС: Каков порядок разработки инструкции по охране труда? Необходимо ли разрабатывать инструкции по охране труда для должностных лиц (руководителей и специалистов)?

ОТВЕТ: Порядок подготовки и принятия работодателями локальных нормативных правовых актов по охране труда в виде инструкций по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг) установлен Инструкцией о порядке принятия локальных нормативных правовых актов по охране труда для профессий и отдельных видов работ (услуг), утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 28.11.2008 № 176 (далее — Инструкция № 176).

Работодателями в качестве инструкций по охране труда могут использоваться отраслевые типовые инструкции по охране труда  и межотраслевые типовые инструкции по охране труда, согласованные и утвержденные в порядке, установленном Инструкцией № 176.

Инструкции по охране труда для профессий разрабатываются с учетом штатного расписания и профессий работающих, привлекаемых к работам на основании гражданско-правовых договоров (например, инструкция по охране труда для токаря, водителя автомобиля и т.д.).

Инструкции по охране труда для отдельных видов работ (услуг) разрабатываются на виды работ, на выполнение которых не нужно иметь соответствующую профессиональную подготовку (например, при работе с лестницами-стремянками и т.д.). К выполнению таких работ допускаются любые работающие независимо от их профессии или должности после прохождения процедур, предусмотренных соответствующими нормативными правовыми актами. Это может быть медицинский осмотр, инструктаж, стажировка и проверка знаний по охране труда.

 Обратите внимание!

Инструкции по охране труда для должностных лиц (руководителей и специалистов) не разрабатываются, и инструктаж по охране труда с учетом их должностных обязанностей и характера производственной деятельности, а также требований нормативных правовых актов, в т.ч. технических нормативных правовых актов и локальных нормативных правовых актов, содержащих требования по охране труда, соблюдение которых входит в их должностные обязанности, не проводится.

Инструктаж со специалистами может проводиться только в случаях выполнения ими работы по профессиям рабочих (п.44 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175). Например, если руководитель организации лично садится за руль служебного (арендованного и т.п.) автомобиля, то необходимо рассматривать его как специалиста, выполняющего работу по профессии водитель автомобиля. Поэтому в данном случае необходимо соблюдать п.2 Типовой инструкции по охране труда для водителя автомобиля, утвержденной постановлением Минтруда и соцзащиты РБ от 21.10.2003 № 130, согласно которому к управлению автомобилем допускается лицо, имеющее водительское удостоверение на право управления автомобилем соответствующей категории и талон к нему, прошедшее обязательное медицинское освидетельствование (переосвидетельствование), инструктаж по охране труда, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда.

Это же может касаться работников, применяющих в работе лестницы-стремянки (бухгалтеров, менеджеров, уборщиков помещений и т.д.), которых можно допустить к работе с этой конструкцией только после инструктажа по охране труда, проведенного в установленном порядке.

Справочно

Инструктаж по охране труда — это процесс ознакомления работающих с требованиями по охране труда, безопасными методами и приемами работы, выполнение которой входит в их функциональные (должностные) обязанности, или другой работы, порученной работодателем.

Процедура проведения инструктажа по охране труда является важным звеном в системе управления охраной труда, поскольку согласно ст.17 Закона об охране труда работодатель обязан осуществлять обучение, стажировку, инструктаж и проверку знаний работающих по вопросам охраны труда, в т.ч. работающих по гражданско-правовым договорам.

Граждан, которым работа предоставлена по трудовым договорам и не прошедших инструктаж, стажировку и проверку знаний по вопросам охраны труда, не использующих средства индивидуальной защиты, не прошедших медицинский осмотр, в случаях и порядке, предусмотренных законодательством, наниматель обязан не допустить к работе, отстранить от работы в соответствующий день (смену).

Любое из перечисленных нарушений, а в частности не проведение или формальное проведение инструктажа по охране труда (проверка у работающего приобретенных навыков безопасных методов и приемов работы), является объективным препятствием в выполнении организацией законодательных требований по охране труда и результативного функционирования системы управления охраной труда.


ВОПРОС: Какие требования по охране труда должны быть выполнены руководителем организации при приеме на работу работника?

ОТВЕТ: При принятии решения о приеме работника на работу либо привлечении граждан к выполнению работ (оказанию услуг) работодатель обязан:

1) проверить документы, необходимые для приема на работу, в том числе подтверждающие наличие необходимой квалификации;

2) направить работника, принимаемого на работу с вредными и (или) опасными условиями труда или на работу, где в соответствии с законодательством есть необходимость в профессиональном отборе, в организацию здравоохранения для прохождения предварительного обязательного медицинского осмотра (п.4 Инструкции о порядке проведения обязательных медицинских осмотров работающих, утвержденной постановлением Министерства здравоохранения Республики Беларусь от 28.04.2010 № 47).

3) проинформировать работника о состоянии условий и охраны труда на рабочем месте, существующем риске повреждения здоровья и полагающихся средствах индивидуальной защиты, компенсациях по условиям труда;

4) ознакомить работника под подпись с коллективным договором, соглашением и документами, регламентирующими внутренний трудовой распорядок;

5) после оформления в установленном порядке трудовых отношений провести вводный и первичный инструктажи (пп.46 и 49 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, далее — Инструкция). 

СправочноПервичный инструктаж на рабочем месте может не проводиться с лицами, которые не заняты на работах по монтажу, эксплуатации, наладке, обслуживанию и ремонту оборудования, использованию инструмента, хранению и применению сырья и материалов (за исключением работ с повышенной опасностью).В организации разрабатывается и утверждается перечень профессий и должностей работников, освобождаемых от первичного инструктажа на рабочем месте и повторного инструктажа (п.55 Инструкции);

6) в случае необходимости выдать средства индивидуальной защиты и оформить личную карточку учета средств индивидуальной защиты (приложение 2 к Инструкции о порядке обеспечения работников средствами индивидуальной защиты, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 209).

7) направить работника на стажировку, если он является рабочим, принятым на работу с повышенной опасностью. 

СправочноСпециалисты, принятые на работы, связанные с ведением технологических процессов, эксплуатацией, испытанием, наладкой и ремонтом оборудования, коммуникаций, зданий и сооружений, а также занятые на подземных работах при необходимости также могут быть направлены для прохождения стажировки (пп.23 и 37 Инструкции);

8) при необходимости проведения проверки знаний по вопросам охраны труда — уведомить комиссию организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда либо направить соответствующее письмо в вышестоящую организацию (местный исполнительный распорядительный орган).


ВОПРОС: Как определить, имеет ли организация разработанную и внедренную систему управления охраной труда (СУОТ)?

ОТВЕТ: Проще всего определить наличие СУОТ в организации, если проведена сертификация системы управления охраной труда. В этом случае будет выдан соответствующий сертификат, в котором четко указано, что в организации СУОТ внедрена.
Вместе с тем сертификация СУОТ является добровольной, следовательно, если вы хотите сэкономить и не проводить сертификацию, то важно знать, как должна выглядеть разработанная и внедренная СУОТ, чтобы соблюсти требования законодательства Республики Беларусь.

В результате разработки СУОТ организация получает так называемую документальную СУОТ, которая состоит из:
• руководства по СУОТ (это своеобразный путеводитель по СУОТ, в котором описываются кратко ключевые элементы СУОТ и взаимодействие между различными частями данной системы);


• процедур СУОТ (это способ осуществления деятельности или процесса. Процедуры могут быть документально оформленными или нет. Документально процедуры оформляются в виде стандартов организации, методических инструкций, положений, порядков, указаний и т.д.);


• рабочих инструкций (предназначены для работников, выполняющих конкретные задачи по охране труда; включают в себя: инструкции по охране труда, технологические инструкции и регламенты ведения технологического процесса, инструкции по безопасной эксплуатации оборудования, схемы процессов, таблицы, графики и т.д.);


• записей (документы, содержащие сведения о достигнутых результатах или свидетельства осуществления определенной деятельности; включают в себя: акты о несчастных случаях, профессиональных заболеваниях, авариях и инцидентах, несоответствиях, иные акты, журналы, протоколы совещаний, проверки знаний, удостоверения, различные отчеты и т.д.).


Внедрение СУОТ в организации осуществляется путем 1) ознакомления руководителей и работников со всеми разработанными процедурами, инструкциями, иной документацией по охране труда; 2) исполнения руководителями и работниками своих обязанностей в области охраны труда; 3) реализации соответствующих мероприятий в рамках охраны труда.

Обратите внимание!
О том, что в организации разработана и внедрена система управления охраной труда, желательно уведомить местный исполнительный комитет (далее — исполком). На практике такое уведомление осуществляется путем предоставления в исполком (включая направление по факсу) приказа о внедрении на предприятии СУОТ в соответствии с требованиями государственного стандарта Республики Беларусь СТБ 18001-2009 «Системы управления охраной труда. Общие требования». Получив такой приказ, исполком вносит данное предприятие в базу организаций, разработавших и внедривших СУОТ.


ВОПРОС: Какие мероприятия включаются в план мероприятий по охране труда? На какой период времени осуществляется планирование мероприятий по охране труда?

ОТВЕТ: В план мероприятий по охране труда (далее — план) включаются организационные, технические, санитарно-противоэпидемические, лечебно-профилактические и иные мероприятия, направленные на обеспечение безопасности работающих при эксплуатации территории, зданий (помещений), сооружений, оборудования, ведении технологических процессов и применении в производстве материалов, химических веществ, обеспечение на каждом рабочем месте условий труда, соответствующих требованиям по охране труда, их улучшение, обеспечение до установленных норм санитарно-бытовыми помещениями, оснащенными необходимыми устройствами и средствами.

В плане помимо наименования мероприятий указываются:

• сроки их выполнения;

• стоимость их выполнения;

• лица, ответственные за их выполнение;

• ожидаемая социальная эффективность мероприятий (количество работников, условия труда которых планируется улучшить, количество работников, условия труда которых планируется привести в соответствие с требованиями санитарно-гигиенических нормативов).

Планирование мероприятий осуществляется на год.

Планирование мероприятий, которые требуют значительных финансовых затрат и длительного периода времени на их выполнение, может осуществляться на срок 2-3 года (пп.3-5 Инструкции о порядке планирования и разработки мероприятий по охране труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2013 № 111).


ВОПРОС: Может ли руководитель организации привлекаться к ответственности в случае повторного непрохождения им проверки знаний по вопросамохранытруда?

ОТВЕТ: Да, может.

В отношении руководителя организации, нанимателя, являющегося физическим лицом, повторно не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда, комиссия местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда вносит соответствующие предложения в местный исполнительный и распорядительный орган, зарегистрировавший данную организацию (нанимателя, являющегося физическим лицом), и (или) собственнику (п.12 Положения о комиссии местного исполнительного и распорядительного органа для проверки знаний по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210).

Обратите внимание!Руководители, повторно не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда, могут быть привлечены к административной ответственности по ст.9.17 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях в виде наложения штрафа в размере от 5 до 40 базовых величин.

ВОПРОС: 1. Необходимо ли направлять на проверку знаний по вопросам охраны труда лиц, выполняющих работу по гражданско-правовым договорам?

2. Нужно ли с ними проводить инструктаж по охране труда?

ОТВЕТ: 1. Да, необходимо.

Юридические лица и индивидуальные предприниматели, предоставляющие работу гражданам по гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг и создание объектов интеллектуальной собственности, обязаны осуществлять подготовку (обучение) и инструктаж по охране труда либо требовать документы, подтверждающие прохождение ими подготовки (обучения), инструктажа (абзац 3 подп.1.3 п.1 Указа Президента Республики Беларусь от 06.07.2005 № 314 «О некоторых мерах по защите прав граждан, выполняющих работу по гражданско-правовым и трудовым договорам»).

Вопросы, связанные с проведением проверки знаний по вопросам охраны труда и инструктажа по охране труда, урегулированы Законом Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон) и Инструкцией о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175 (далее — Инструкция № 175).

Лица, работающие по гражданско-правовым договорам, проходят проверку знаний в комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, которую создает работодатель.

При невозможности создания комиссии организации знания работающих по вопросам охраны труда проверяются в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов для проверки знаний по вопросам охраны труда или в комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности (пп.5 и 12 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210).

Также допускается прохождение работающими после окончания их обучения по вопросам охраны труда проверки знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях учреждений образования (часть шестая ст.25 Закона).

2. Нужно.

С лицами, работающими по гражданско-правовым договорам, проводится вводный, первичный на рабочем месте и повторные инструктажи по охране труда на общих основаниях (пп.46, 49 и 54 Инструкции № 175).


ВОПРОС: Необходимо ли руководителю организации, а также его заместителю и руководителям структурных подразделений организации проходить проверку знаний по вопросам охраны труда?

ОТВЕТ: Да, необходимо.

Должности руководителей и иных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда, установлены в Типовом перечне должностей руководителей и специалистов, отдельных категорий работающих, которые должны проходить проверку знаний по вопросам охраны труда (приложение 6 к Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175, далее — Инструкция № 175, Типовой перечень).

Так, в Типовой перечень включены руководители, заместители руководителей организаций, структурных подразделений организаций, в должностные обязанности которых входят вопросы охраны труда по соответствующим направлениям деятельности (подп.1.1 п.1).

Данные лица проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.

Если организация не находится в подчинении республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, другой организации, то проверка знаний по вопросам охраны труда таких лиц проводится в соответствующих комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов (части седьмая и восьмая ст.25 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда», п.6 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210).


ВОПРОС: В организации проверку знаний по вопросам охраны труда прошли два работника (директор и специалист по охране труда).

Можно ли в организации создать комиссию для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, состоящую из двух работников?

ОТВЕТ: Нет, нельзя.


Для создания комиссии по проверке знаний по охране труда требуется не менее трех работников (п.8 Положения о комиссии организации для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденного постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 30.12.2008 № 210 (далее — Положение о комиссии организации)).
В данном случае в целях возможности создания в организации комиссии для проверки знаний работающих по вопросам охраны труда (далее — комиссия) работодателю необходимо направить на обучение еще одного работника.


По общему правилу. в состав комиссии включаются:
• специалисты службы охраны труда;
• специалисты юридической службы;
• главный энергетик;
• главный механик;
• главный технолог;
• другие главные специалисты;
• уполномоченные представители профессиональных союзов;
• представители органов, уполномоченных на осуществление контроля (надзора) (при необходимости и по согласованию с этими органами).

Возглавляет комиссию руководитель организации или его заместитель, ответственный за организацию охраны труда (п.2 Положения о комиссии организации).

В исключительных случаях, когда комиссию создать невозможно, проверка знаний работающих по вопросам охраны труда проводится:
• в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов для проверки знаний по вопросам охраны труда;
• в комиссиях организаций соответствующего профиля деятельности (часть восьмая ст.25 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда» (далее — Закон), п.12 Положения о комиссии организации).

Также допускается прохождение работающими после окончания их обучения по вопросам охраны труда проверки знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях учреждений образования (часть шестая ст.25 Закона).

Независимо от наличия или отсутствия в организации комиссии руководители организаций, их заместители, ответственные за организацию охраны труда, главные специалисты, руководители (специалисты) служб охраны труда, члены комиссий организаций проходят проверку знаний по вопросам охраны труда в соответствующих комиссиях вышестоящих организаций, республиканских органов государственного управления, иных государственных организаций, подчиненных Правительству Республики Беларусь.

Если организация не находится в подчинении республиканского органа государственного управления, иной государственной организации, подчиненной Правительству Республики Беларусь, другой вышестоящей организации, то проверка знаний по вопросам охраны труда лиц, указанных выше, а также работников юридических лиц, оказывающих услуги в области охраны труда, проводится в комиссиях местных исполнительных и распорядительных органов для проверки знаний по вопросам охраны труда (части седьмая и восьмая ст.25 Закона, п.6 Положения о комиссии организации).


ВОПРОС: Существуют ли какие-то сроки представления итоговых документов по аттестации рабочих мест по условиям труда?

ОТВЕТ: Наниматель в месячный срок после завершения аттестации рабочих мест по условиям труда представляет на бумажном носителе в отдел государственной экспертизы условий и охраны труда комитета по труду, занятости и социальной защите Гомельского облисполкома и органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь по месту постановки на учет в качестве плательщика обязательных страховых взносов по одному экземпляру приказа по результатам аттестации и Перечней: — рабочих мест по профессиям и должностям, на которых работающим по результатам аттестации подтверждены особые условия труда, соответствующие требованиям списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на пенсию по возрасту за работу с особыми условиями труда;- рабочих мест работниц текстильных профессий для целей профессионального пенсионного страхования. Иные документы по аттестации представляются в электронном виде. Данное требование изложено в постановлении Совета Министров Республики Беларусь от 11 января 2014 г. № 15, которым были внесены изменения и дополнения в постановление Совета Министров Республики Беларусь от 22 февраля 2008 г. № 253.


ВОПРОС: Как следует поступить работодателю, если работник не прошел проверку знаний по вопросам охраны труда?

ОТВЕТ: До истечения действия результатов предыдущей проверки знаний по вопросам охраны труда работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда в комиссиях (показавшие неудовлетворительные знания, не явившиеся на проверку знаний без уважительной причины), подлежат повторной проверке знаний по вопросам охраны труда в месячный срок.

Вопрос о работе по профессии (соответствии занимаемой должности) работника, не прошедшего проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, рассматривается нанимателем в соответствии с законодательством.

Работающие, не прошедшие проверку знаний по вопросам охраны труда повторно, не допускаются к выполнению работ (оказанию услуг).
Отстранение от работы работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда, производится в соответствии с законодательством (ст.49 Трудового кодекса Республики Беларусь; далее — ТК).

Проверка знаний по вопросам охраны труда работающих, не прошедших проверку знаний по вопросам охраны труда в установленный срок вследствие болезни, отпуска или по другой уважительной причине, осуществляется в течение месяца со дня выхода на работу (п.11 Инструкции о порядке обучения, стажировки, инструктажа и проверки знаний работающих по вопросам охраны труда, утвержденной постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 28.11.2008 № 175).

Работник обязан соблюдать установленные требования по охране труда и безопасному ведению работ, проходить в установленном порядке проверку знаний по вопросам охраны труда. За противоправное, виновное неисполнение работником своих трудовых обязанностей (дисциплинарный проступок) устанавливается дисциплинарная ответственность (п.5 части первой ст.53, п.4 ст.232 и ст.197 ТК).

За совершение дисциплинарного проступка наниматель может применить к работнику:
• замечание;
• выговор;
• увольнение.

Право выбора меры дисциплинарного взыскания принадлежит нанимателю.
К работникам, получившим дисциплинарное взыскание, независимо от его применения, могут применяться: лишение премий, изменение времени предоставления трудового отпуска и др. Виды и порядок применения этих мер определяются правилами внутреннего трудового распорядка, коллективным договором, соглашением либо иными локальными нормативными правовыми актами организации (части первая и четвертая ст.198 ТК).


ВОПРОС: В организации нет должности специалиста по охране труда. На кого можно возложить эти обязанности? Могут ли обязанности специалиста по охране труда быть возложены на внешнего совместителя, ранее прошедшего в другой организации обучение по вопросам охраны труда?

ОТВЕТ: Для организации работы по охране труда и осуществления контроля за соблюдением законодательства об охране труда наниматель в установленном законодательством порядке создает службу охраны труда, вводит в штат должность специалиста по охране труда или возлагает соответствующие обязанности по охране труда на уполномоченное им должностное лицо либо привлекает юридическое лицо (индивидуального предпринимателя), аккредитованное (аккредитованного) на оказание услуг в области охраны труда, в соответствии с законодательством (часть первая ст.20 Закона Республики Беларусь от 23.06.2008 № 356-З «Об охране труда»).

Одним из квалификационных требований, предъявляемых к инженеру по охране труда, является наличие технического образования (квалификационная характеристика должности «Инженер по охране труда», указанная в выпуске 1 Единого квалификационного справочника должностей служащих (ЕКСД) «Должности служащих для всех видов деятельности», утвержденном постановлением Министерства труда Республики Беларусь от 30.12.1999 № 159).

Таким образом, возлагать обязанности по охране труда целесообразно на работников, имеющих техническое образование, предварительно направив их на обучение по вопросам охраны труда.

Соответствующие обязанности по охране труда может выполнять один из заместителей руководителя организации либо иное уполномоченное нанимателем должностное лицо с привлечением для проведения консультаций и дачи рекомендаций по безопасной организации труда специалистов, аккредитованных на оказание услуг в области охраны труда.

Если в штатном расписании организации отсутствует должность инженера по охране труда, но на одной из должностей работает по совместительству работник, ранее прошедший обучение по вопросам охраны труда в другой организации, то на него могут быть возложены обязанности специалиста по охране труда.