Нематериальное наследие

Древний народный обряд «Вождение Сулы», который проводят в Гомельском районе, получил статус историко-культурной ценности в 2019 году и включен в Государственный список историко-культурных ценностей Республики Беларусь. Этот обряд стал 11-й нематериальной историко-культурной ценностью Гомельской области.
Обряд «Вождение Сулы» в Гомельском районе представляет собой особенное проявление весенней обрядности, семантически направлено на обеспечение хорошей урожайности на огороде и полях, а также на здоровье всех местных жителей и защиту от природной стихии — молнии. В вождении Сулы объединяются деревни Гадичево и Марковичи и их жители. Основные участники — местная молодежь, исполнители обрядовых деяний — женщины и девушки, которые одеваются в красивые, по-местному отличительные, самодельные костюмы.
«Сула» в понимании жителей Маркович и Гадичево — это как само обрядовое действо, так и совокупность всех его участников. Слово «Сула» имеет различные трактовки значения. Это и движение, течение, река (человеческая река, которая течет по руслу улиц), и вид оружия (копье или рогатина). Последнее сближает по смыслу слова «Сула» и «стрела» (и соответственно варианты названий обряда «Вождение и похороны Стрелы (Сулы)».
Вождение Сулы происходит на второй день Пасхи. Начинается в деревне Гадичево сразу после Пасхальной литургии, проходящей в местной Свято-Екатерининской церкви. Женщины и девушки выходят на перекресток дорог у церкви и заводят древние местные хороводы («танкí») — колесный («Как на нашей улице широкая озеро»), змейкой («кривой»: «А у кривого танка, да не выведу конца») , хороводы-игры «Чарнабрывы королек» и «Падшыбну кобылица», в ходе последнего подбрасывают вверх маленьких девочек с возгласами «Большое расти!», «Здоровое расти!». После все участники обряда становятся в ряды, взявшись под руки, и идут с песней «Как шла Сула» (линейный хоровод), а затем с частушками и песнями под гармошку в сторону деревни Марковичи, вдоль Екатерининской пути. В Марковичах на всех перекрестках дорог, которые попадаются участникам Сулы время обхода деревни, «танкí» повторяются, а движение вдоль дороги сопровождается игрой «Гарэпня», пением «Как шла Сула», частушками и песнями под гармошку. На всем пути до Сулы присоединяются все желающие. Завершается обрядовое шествие возле сельского дома культуры, где марковчанка с куличом на рушнике встречает представительницу Гадичево и они «хрыстосуюцца». Праздник заканчивается совместным угощение и гулянием.
Вождение Сулы — локальное проявление регионального обряда «Вождение и похороны Стрелы (Сулы)», который имеет богатую локальную специфику на таких уровнях, как название, время и место проведения, структура, состав участников, семантика ритуальных действий, символика предметной атрибутики и т.д .
Семантика обряда «Вождение Сулы» сконцентрировано в магической приуроченности обрядовых действий и песен к хорошей урожайности на огороде и полях, а также защиты от сверхъестественного воздействия и обеспечения здоровья всех сельчан. Локальной особенностью является начало ритуалов в одной деревне и их завершение во второй (Гадичево и Марковичи, Кравцовка и Дикалавка), что способствует единению сообществ.
Вождение Сулы в деревнях Гадичево и Марковичи Гомельского района отличается точной приуроченностью ко второму дню Пасхи. Сула начинает время молодежных гуляний на улице после холодного времени года и Пасхального поста. Хороводы и игры, которые выполняются участниками, представляют локальные варианты типовых примеров, распространенных на территории бытования обряда «Вождение и похороны Стрелы (Сулы)».
Ежегодное проведение обряда «Вождение Сулы» в деревнях Гадичево и Марковичи Гомельского района было восстановлено в 2007 году, после 40-летнего перерыва (в 1967 г. традиция была приостановлена местной властью).