image_pdfimage_print

Совсем скоро примет посетителей обновленный мемориальный комплекс «Партизанская криничка», одновременно недалеко от него будет открыт памятный знак жертвам геноцида. Сколько их, мирных граждан, расстрелянных фашистами под Гомелем в годы войны? Эта цифра уже достигает нескольких сотен. И по мере того, как обнаруживаются новые доказательства зверств фашистов, она становится все больше. Журналисты «Маяка» посетили место раскопок в Чёнковском лесу и узнали об особенностях нового поискового сезона.

t646re4hj.JPG

5rh45rh4r5d4h.JPG

5h45rt4h5er.JPG

5h4dr54hdr54h5d.JPG

5d4h5h5d4.JPG

52-й отдельный поисковый специализированный батальон — в своем роде уникальное воинское подразделение. Именно в Беларуси впервые в мире раскопки на территориях, связанных с боевыми действиями, стали проводиться силами военных. Ведь риск обнаружения действующих боеприпасов очень велик. Правда, на раскопках в Чёнковском лесничестве не находят мин или неразорвавшихся гранат, только — разнокалиберные немецкие гильзы. Здесь оккупанты воевали не с солдатами, а с мирными людьми — женщинами, мужчинами, стариками.

— В прошлом году на раскопках в Чёнковском лесу было отработано 13 мест массового захоронения мирных жителей, где обнаружены останки 489 человек. После возобновления раскопок в этом году исследовано 6 захоронений, готовятся к отработке еще 18, — рассказал заместитель прокурора Гомельского района Александр Шинкарёв.

he8h8e7h8.JPG

h45h45rd4.JPG

h8th8dr8h78rd.JPG

54t564hj5te.JPG

54t5j4t5d4h.JPG

54j5t45jr.JPG

5t45t4jt54.JPG

Будет уместно вспомнить, что поисковые мероприятия в этом месте начинались с единственной строки в архивном документе, сообщавшей о том, что на 9-м километре Черниговского шоссе проводились массовые расстрелы граждан. В рамках расследования уголовного дела о геноциде против белорусского народа в годы Великой Отечественной войны проделана большая кропотливая работа. Сейчас известно о почти 500 погибших мирных гражданах, и очевидно, что скоро счет пойдет на тысячи.

— Перед войной в Гомеле проживало 140 тысяч человек, после освобождения областного центра осенью 1943 года его население составляло не более 20 тысяч. При этом понятно, что не все из них воевали или были эвакуированы. Многие годы открытым оставался вопрос, куда пропали тысячи людей из оккупированного города. Нынешние поисковые мероприятия помогут ответить на него, — говорит прокурор Гомельской области Виктор Морозов.

t5j454h5s4h5s.JPGt5j4t54dt54h.JPG

t4jd4j5td45j.JPG

rn6jr5h6rd5h6.JPG

r48r78h7.JPG

j545h4s5h4.JPG

j54t5j45d4jt.JPG

Расстрелы мирных граждан в лесу под Гомелем проводились массово и были поставлены на поток. Об этом свидетельствуют не только места захоронений, но и обнаруженные поисковиками следы бывшего немецкого палаточного лагеря. По количеству блиндажей можно определить, что в нем проживало не менее 500 карателей, в том числе офицерского состава. Свидетельств о том, что в расстрелах принимали участие полицаи, пока нет.

th45h45dr4.JPG

t6jt14hj54te.JPG

t6jt6j5t564j.JPG

t5j454j5t4j.JPG

n7nn7r87n8.JPG

m5t4t45dj.JPG

По сохранившимся останкам видно, что людей на расстрел привозили массово и убивали несколькими пулями в затылок. Среди жертв оккупантов — женщины и мужчины разного возраста, детских останков при раскопках обнаружено не было. Скорее всего потому, что детей «сортировали» и отправляли в специальные лагеря для сдачи крови немецким военным.

Территория раскопок в Чёнковском лесу поделена на три квартала.

— Начиная с осени прошлого года, мы отрабатываем первый квартал. Это значительный участок, по размеру больше футбольного поля. Чтобы провести поисковые работы во всех трех кварталах, понадобится свыше года. Тем более, что мы постоянно обнаруживаем все новые места для исследования, — пояснил Александр Шинкарёв.

Расследование дела о геноциде против белорусского народа продолжается. Красноречивым свидетельством целенаправленного уничтожения мирных жителей нашей страны в годы войны являются расстрельные ямы в Чёнковском лесу. Эти места хранят страшную правду о войне, которую нам надо знать. Чтобы не забывать о самом важном и хранить вечные ценности.

Ирина Трипузова. Фото Дарьи Каймович.

Геноцид не имеет срока давности: прокуратура продолжает расследование в Чёнковском лесу
 https://sozhnews.by