image_pdfimage_print

Вопрос: Почему пенсионер не имеет права на получение пособия по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе?

Ответ:Согласно законодательству право на пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста и нуждающимся в постоянном уходе (далее – пособие по уходу), имеют трудоспособные неработающие, не занимающиеся предпринимательской деятельностью, не обучающиеся в учебных заведениях дневной формы получения образования лица, не получающие пенсии, пособия по безработице, ежемесячной страховой выплаты в соответствии с законодательством об обязательном страховании от несчастныхслучаев на производстве и профессиональных заболеваний, ежемесячного денежного содержания в соответствии с законодательством о государственной службе, осуществляющие постоянный уход за нетрудоспособными гражданами.

Круг лиц, имеющих право на пособие по уходу, определен с учетом требований обеспечения постоянного (ежедневного) ухода и возможности осуществления такого ухода должным образом трудоспособным лицом. Также право на пособие по уходу увязано с отсутствием источника средств существования в связи с вынужденным оставлением рынка труда для осуществления постоянного ухода за нетрудоспособным лицом. Пенсионеру же государство предоставляет такие средства в виде пенсии.

Вопрос: Является ли получатель пособия по уходу работником и какие записи вносятся в его трудовую книжку?

Ответ: Получатель пособия по уходу не является работником, на него не распространяется законодательство о труде и государственном социальном страховании. Пособие по уходу – мера государственной социальной поддержки, а не заработная плата.

В трудовую книжку лиц, получающих пособие по уходу за инвалидом I группы либо лицом, достигшим 80-летнего возраста, вносятся записи о назначении пособия по уходу и о прекращении выплаты пособия (а не о приеме на работу и увольнении).

ВОПРОС: Ежемесячное социальное пособие предоставляется при условии реализации семьей права на получение, в том числе в соответствии с законодательством, алиментов. Распространяется ли данная норма на полную семью (брак зарегистрирован), но один из родителей совместно не проживает и не ведет общее хозяйство по причине нахождения в местах лишения свободы (лечебно-трудовом профилактории) либо ушел из семьи, а брак не расторгается по личным мотивам?

ОТВЕТ: Статьей 91 Кодекса о браке и семье Республики Беларусь (далее – КоБС) определено, что родители обязаны содержать своих несовершеннолетних детей. В случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на их содержание (алименты) взыскиваются с родителей в судебном порядке.

Указанная норма была введена с целью исключения предоставления ежемесячного социального пособия семьям, в которых родитель не предпринимает мер по привлечению к содержанию несовершеннолетних детей другого родителя.

Таким образом, в отношении полных семей, в которых один из родителей совместно не проживает и не ведет общее хозяйство (брак не расторгается по личным мотивам) реализация права на получение алиментов является обязательным условием для предоставления ежемесячного социального пособия. При этом данная норма не применяется к полным семьям, в которых один из родителей находится в местах лишения свободы (лечебно-трудовом профилактории), поскольку такой родитель по объективным причинам не может предоставить содержание своим несовершеннолетним детям.


ВОПРОС: Каким документом заявитель должен подтвердить факт получения образования на платной основе за счет физического лица, ведущего с ним раздельное хозяйство, для реализации права на предоставление ежемесячного социального пособия?

ОТВЕТ: В соответствии с позицией «Документы и (или) сведения, представляемые гражданином для осуществления административной процедуры» подпункта 2.33.1 пункта 2.33 перечня административных процедур, осуществляемых государственными органами и иными организациями по заявлениям граждан, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь от 26 апреля2010 г. № 200 (далее – перечень административных процедур), при обращении за ежемесячным социальным пособием студенты, получающие образование на платной основе за счет средств физических лиц, ведущих с ним раздельное хозяйство, должны представить договор о подготовке специалиста на платной основе.

Типовые формы договоров о подготовке специалистов на платной основе утверждены постановлением Министерства образования Республики Беларусь от 21 июля2011 г. № 99 и содержат позиции, позволяющие выделить в качестве «плательщика» физическое лицо, осуществляющее оплату обучения.

Факт ведения заявителем раздельного хозяйства с физическим лицом, осуществляющим оплату обучения, устанавливается специально созданной комиссией в соответствии с частями третьей и четвертой пункта 10 Положения о порядке предоставления государственной адресной социальной помощи, утвержденного Указом № 41 (далее —  Положение, утвержденное Указом № 41). При этом в случае проживания заявителя и физического лица, оплачивающего получение образования, по разным адресам установление факта ведения раздельного хозяйства не требуется.


ВОПРОС: Просим разъяснить, что подразумевается под термином «подходящая работа»?

ОТВЕТ: Согласно подпункту 3.11 пункта 3 и пункту 6 Указа № 41 ГАСП в виде  ежемесячного социального пособия и обеспечения продуктами питания детей первых двух лет жизни не предоставляется гражданам, проживающим отдельно или ведущим раздельное хозяйство либо в составе семьи, если они являются неработающими трудоспособными лицами, зарегистрированными в установленном законодательством порядке в качестве безработных, которые в течение 6 месяцев, предшествующих месяцу обращения, отказались от предложенной подходящей работы или прохождения профессиональной подготовки либо повышения квалификации по направлению органов по труду, занятости и социальной защите.

В соответствии со статьей 4 Закона Республики Беларусь                     «О занятости населения Республики Беларусь» подходящей считается работа (кроме оплачиваемых общественных работ), которая соответствует профессиональной пригодности безработного, с учетом уровня его профессиональной подготовки, состояния здоровья, стажа и опыта работы по прежней профессии (специальности), должности, транспортной доступности нового места работы, если иное не предусмотрено настоящим Законом.

Сведениями  о гражданах, которые отказались от предложенной подходящей работы,  располагают органы государственной службы занятости населения.


ВОПРОС:. До принятия комиссией решения о предоставлении социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников инвалид  I группы умирает. Какое решение должно быть принято комиссией в связи со смертью инвалида I группы?

В соответствии с Указом 41 постоянно действующая комиссия по предоставлению ГАСП, функционирующая при местном исполнительном и распорядительном органе,  принимает решение, в том числе об отказе в предоставлении  ГАСП по основаниям, установленным этим Указом. Основание для отказа в предоставлении помощи в связи со смертью заинтересованного лица в Указе № 41 отсутствует.

Вместе с тем предоставление ГАСП является административной процедурой, которая осуществляется в рамках Закона об административных процедурах. Статьей 25 этого Закона регламентировано, что в случае смерти заинтересованного лица уполномоченным органом принимается решение об отказе в осуществлении административной процедуры. При этом в таком случае заинтересованное лицо не уведомляется о принятом административном решении.

Таким образом, в случае смерти инвалида I группы, обратившегося за социальным пособием для возмещения затрат на приобретение подгузников, районной комиссией принимается решение об отказе в предоставлении ГАСП в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников в связи со смертью инвалида I  группы  на основании статьи 25 Закона.


ВОПРОС: Предоставляется ли социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников на впитывающие трусы, влаговпитывающие пеленки, гигиенические пеленки (простыни), гигиенические впитывающие простыни (пеленки), мужские прокладки, детские впитывающие одноразовые трусики?

С 1 июля 2017 г. социальное пособие для возмещения затрат на приобретение подгузников предоставляется для компенсации расходов на приобретение подгузников (впитывающих трусиков),  впитывающих простыней (пеленок), урологических прокладок (вкладышей) (подпункт 1.2  пункта 1 Указа № 41 в редакции Указа  №  211).

Таким образом, ГАСП в виде социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников может быть предоставлена для компенсации расходов на приобретение впитывающих трусов, влаговпитывающих пеленок, детских впитывающих одноразовых трусиков, гигиенических впитывающих простыней (пеленок).

При этом расходы на приобретение гигиенических пеленок (простыней) и мужских прокладок в рамках социального пособия для возмещения затрат на приобретение подгузников не компенсируются.


ВОПРОС:. Предоставляется ли  обеспечение продуктами питания, если отец является индивидуальным предпринимателем, но на момент обращения его деятельность временно приостановлена?

В соответствии с действующим законодательством деятельность индивидуального предпринимателя может быть приостановлена:

в случае вынесения приговора, связанного с лишением права заниматься предпринимательской деятельностью. В таких случаях органы и учреждения, осуществляющие исполнение наказаний, не позднее 3 рабочих дней со дня получения приговора суда уведомляют регистрирующий и налоговый органы о назначенном судом наказании с указанием срока этого наказания. Регистрирующий орган в течение 3 рабочих дней со дня получения такого уведомления вносит в ЕГР сведения о приостановлении деятельности индивидуального предпринимателя. По истечении срока наказания регистрирующий орган вносит сведения в ЕГР о возобновлении деятельности индивидуального предпринимателя.  В таком случае семья не имеет права на обеспечение продуктами питания;

в связи с уходом за ребенком в возрасте до 3 лет на основании письменного заявления  о приостановлении соответствующего вида деятельности. В таком случае семья будет иметь право на обеспечение продуктами питания, поскольку в соответствии со статьей 2 Закона Республики Беларусь «О занятости населения Республики Беларусь» граждане, осуществляющие уход за ребенком в возрасте до 3 лет, являются занятыми.

Других оснований для приостановки деятельности индивидуального предпринимателя законодательством не установлено.


ВОПРОС:Обязательно ли представлять копию трудовой книжки для подтверждения занятости трудоспособного отца при обращении за обеспечением продуктами питания, если отец представил справку о доходах за 12 месяцев?

Перечень документов, представляемых гражданином при подаче заявления о предоставлении обеспечения продуктами питания, установлен подпунктом 2.33.4 перечня административных процедур. Помимо сведений о доходах каждого члена семьи за 12 месяцев, предшествующих месяцу обращения, представляются выписка (копия) из трудовой книжки или иные документы, подтверждающие занятость трудоспособного отца в полной семье либо трудоспособного лица, с которым мать не состоит в зарегистрированном браке, но совместно  проживает и ведет общее хозяйство.


ВОПРОС:При обращении за ежемесячным социальным пособием несовершеннолетние дети будут включаться в состав семьи по месту фактического проживания (например, ребенок проживает у бабушки в другом городе) или по месту регистрации? Как при этом рассчитывается среднедушевой доход семьи и,  какие доходы (бабушки, родителей) учитываются в доходе  семьи?

Пунктом 6 Положения, утвержденного постановлением № 274, определено, что при расчете среднедушевого дохода семьи ее состав определяется  на дату подачи заявления. Для предоставления ежемесячного социального пособия  в состав семьи  включаются несовершеннолетние дети по месту их фактического проживания.

В соответствии с пунктом 5 этого Положения в среднедушевой доход семьи учитываются доходы членов семьи, которые на дату обращения  совместно проживают и ведут общее хозяйство.

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.