image_pdfimage_print

Президент Беларуси Александр Лукашенко после доклада министра образования Андрея Иванца на Республиканском педсовете поинтересовался, какие в сфере образования остаются проблемы и стала ли школа настоящим храмом в сознании учеников, передает корреспондент БЕЛТА.

«Помните, я сказал, что школа — это храм, и, переступая порог этого храма, ты должен отдавать себе отчет (прежде всего ученик). Это выполнено поручение? Школьники приходят в школу с трепетом, понимают, куда они пришли? Или на перемене дым столбом стоит? Есть это в школе или нет?» — поставил вопрос Президент.

Он также потребовал от главы Минобразования обозначить и проблемные моменты, которые не были озвучены в докладе министра. «Сложилось впечатление, что нет проблем. Хотелось бы, чтобы вы перечислили эти проблемы. Перечислите, чтобы услышала педагогическая общественность», — сказал белорусский лидер.

Андрей Иванец отметил, что одна из важнейших задач — это воспитание на всех уровнях образования настоящего гражданина и патриота. Вторая задача — возвращать престиж профессии учителя. В этом плане принимаются меры, но необходимо вернуть сакральный смысл профессии учителя — то уважение и статус в обществе, которые были, считает министр.

Третье — необходимо понимать, что молодые люди — это не трудовой ресурс, а человеческий капитал. Поэтому процесс обучения необходимо рассматривать не через призму подготовки узкого специалиста для отрасли или предприятия, а в целом готовить к будущему развитию страны.

Что касается отношения к школе, министр отметил, что за последние годы достигнуты серьезные результаты. Дисциплина и порядок обеспечиваются на хорошем и высоком уровне. И важно обращать внимание не только на учащихся, но и педагогов, которые были бы авторитетом для ребят.

Александр Лукашенко однозначно подчеркнул, что педсовет не должен быть формально-бюрократическим мероприятием, ведь, если не вскрывать и не обозначать проблемы, то они останутся.
«Без вас, учителей, не будет никого. И, самое главное, здоровья не будет. Если вы не научите в школе — врачей не будет», — заметил белорусский лидер.

Он предостерег Министерство образования от попыток что-то умолчать и скрыть ту или иную проблему. «У меня достаточно рычагов, форм и методов, чтобы достаточно глубоко изучить проблему», — подчеркнул Александр Лукашенко.

Президент обозначил несколько проблемных моментов, которые не прозвучали в докладе министра. Например, в нынешнем году сложился определенный недобор в вузы. И большинство из этого недобора — сельскохозяйственные специальности. На втором месте — специальности инженерно-технического профиля. «То, что нам крайне сегодня надо. Кушать все хотят. Человека надо накормить, одеть. А это — сельское хозяйство. А как завтра кормиться будем, во что одеваться будем. Все от земли. Почему здесь у нас недобор? Вы даже словом не обмолвились, — заметил белорусский лидер. — А инженеры… Как мы без инженеров завтра жить будем? Юристы и историки ни электромобили не создадут, ни атомную станцию не построят. То есть нужны прежде всего они — инженеры. А где они? А вы не сказали, что это проблема. Я просто экспромтом называю то, на что мы должны обращать внимание».

Еще один аспект — трудовое воспитание. Министр докладывал, что в этом плане работа выстроена, и у многих школ есть приусадебные участки. Александр Лукашенко на это заметил, что такая практика есть далеко не во всех школах. «А, может быть, там каждой школе, начиная с вузов, а, может, с Министерства образования — каждому по колхозу?» — предположил глава государства.

Эту фразу Президента зал встретил аплодисментами.

«Поверьте, очень серьезный вопрос. Я вижу динамику. Да, мы достигли небывалых высот, никто об этом не думал 20 лет назад, что мы можем достичь этих высот. Но, если мы не увидим, что у нас формируются проблемы долгосрочного порядка, рухнем в ту же бездну, в которой были после распада Советского Союза. Мы это должны видеть. И не надо это ретушировать, не надо это скрывать», — призвал глава государства.