image_pdfimage_print

Захоронения в Чёнковском лесу — это место живой памяти. Масштабы геноцида мирного населения в годы Великой Отечественной войны шокируют своими цифрами: сегодня уже обнаружено 29 расстрельных ям, извлечено около 600 костных останков и порядка тысячи сопутствующих находок. Среди предметов обихода мирного населения найдено немало немецких гильз различной котировки — а это красноречивые аргументы  против исторических фейков.

adghynjsartjytyj.JPG

brthe4t5hyuwr56juety6.JPG

c43ethw4thj.JPG

eaehgsnbsrzrtnhtyej.JPG

degnargthwyrj.JPG

Сотни жертв геноцида

Прокурор Гомельского района Владислав Жураковский подчеркивает:

— В апреле прошлого года Генеральной прокуратурой Беларуси было возбуждено уголовное дело о геноциде белорусского народа в годы Великой Отечественной войны. Сейчас совместная работа органов прокуратуры направлена на установление обстоятельств преступлений немецких карателей в военное лихолетье. Места массовых захоронений в Чёнковском лесу были обнаружены в ходе изучения архивных данных. Установлено, что во время оккупации Гомеля с 1941 по 1943 годы немцы вывозили за пределы городской черты жителей Гомеля и близлежащих деревень. По имеющимся данным, в оккупированном городе находились несколько еврейских гетто и тюрем, а также пересыльный лагерь. Людей могли привозить из любого из этих мест.

htryaetharthu6jsatryu.JPG

htrfhbaewtrrthy6uy67i.JPG

gtnbrtghqrthrghetyhj.JPG

ghjetyu56ughnftyki67iyjk.JPG

gbstrfhwrtwrjy.JPG

gbhsrtfhsrtgswhgthjdty.JPG

На сегодняшний день уже обнаружено 29 расстрельных ям, из 24-х извлечено около 600 костных останков, которые направлены на судебно-криминалистическую экспертизу, а также порядка тысячи сопутствующих находок. Когда началось обследование указанной территории, прокуратурой Гомельского района были обнаружены следы немецких блиндажей, пояснил Владислав Жураковский:

— Полученные данные позволили сделать вывод, что здесь находилась немецкая расстрельная команда. В эту местность свозили большое количество людей, чтобы производить уничтожение мирного населения. Люди с собой везли предметы домашнего обихода: чашки, котелки, ложки, чернильницы, карандаши, ключи, гребешки, кошельки. Полагаем, что им обещали перемещение в другое место, например, на работы в Германию. Согласитесь, 600 человек непросто вывезти в лес, если они будут знать, что им уготован расстрел. Гильзы, остатки боеприпасов, найденные в лесу, выпущены из немецкого стрелкового оружия.

Страшные находки

Перед нами — раскрытая яма. Бойцы 52-го отдельного поискового специализированного батальона Министерства обороны с особой осторожностью очищают костные останки от тяжести песка. В глазах застывают слезы, в одной большой могиле покоятся женщины и старики.

Работой в Чёнковском лесу руководит командир взвода 52-го отдельного поискового специализированного батальона Министерства обороны Владислав Бердник:

— Глубина захоронения первого слоя начинается от 2,5 метров. Максимальная — до четырех. В данной яме сделана частичная археология. Иными словами уже расчищен первый слой костных останков с сохранением послесмертных поз. При использовании кисточек и совков, сантиметр за сантиметром снимаем каждый слой грунта, просеиваем его. Чтобы не повредить страшные находки, работать приходится очень скрупулезно.

Владислав Бердник рассказал, что при проведении полевых поисковых работ и обнаружении сопутствующих находок найдено много фактов, которые были известны малому кругу специалистов-поисковиков:

— Были найдены немецкие гильзы калибра 7,63 мм оружейного завода Geco. Данный боеприпас идеально подходил к нашему пистолету ТТ, пистолету-пулемету системы Шпагина. Немцы использовали трофейное оружие под свой боеприпас. Также в некоторых расстрельных ямах были найдены гильзы 45-го калибра, каждая из них была промаркирована: на донце — 45 ACP Geco. Сегодня можно говорить о том, что американский пистолет стоял на штатном вооружении у немецких расстрельных команд только с производством своего боеприпаса.

rtgsnhrtghswtrhybju.JPG

nhtrfhwrthwrtyhujetyk.JPG

klfyikudyhjcnhtfi.JPG

kiyruieyujdtyhft7i.JPG

jyruj56ybgtyu6.JPG

jtuikryu7i67uye6tui.JPG

igfsgnghmj.JPG

По регламенту следственного действия

С процессуальной точки зрения захоронение является местом происшествия. Поэтому его осмотр фиксируется и производится по регламенту следственного действия. Вместе с сотрудниками прокуратуры и СК участвуют специалисты Государственного комитета судебных экспертиз. Позже им предстоит идентифицировать останки в лабораторных условиях.

— По костным останкам можем определить давность захоронения, пол людей, которым они принадлежали, примерный возраст и рост. Смотрим повреждения, которые обнаруживаются на костях. В основном в черепах имеются сквозные пулевые отверстия. Это свидетельствует о том, что выстрелы производились с близкой дистанции. Причем, судя по характеру образования каналов, выстрелы совершали в затылочную область головы в положении, когда жертвы стояли на коленях либо лежали лицом вниз. Также на костных останках обнаруживаем и другие огнестрельные повреждения, так называемые контрольные. Порой извлекаем пули, застрявшие в костях верхних, нижних конечностей или таза. Фрагменты костей нужно сопоставить по отдельным телам. Это очень большой объем работы. Проводим измерения, которые позволяют определить пол, рост, возраст. Останков детей в местах проводимых раскопок не обнаруживали, — рассказал начальник отдела медико-криминалистических экспертиз управления судебно-медицинских экспертиз УГКСЭ по Гомельской области Михаил Черняков.

Найденные при раскопках гильзы, остатки боеприпасов, как аргумент против исторических фейков.

— Можно ли расстрелять человека в 1937-ом патроном 1941 года выпуска? — задается вопросом старший следователь Гомельского районного Следственного комитета Михаил Барынин. — Полагаю, что невозможно, если только у них нет машины времени. Особое значение имеют вот такие находки — гильзы от немецкой винтовки системы Маузер. На донышках гильз указан год их выпуска — 1942-й. Это говорит о том, что немецко-фашистские захватчики вплоть до освобождения Гомеля расстреливали в этой местности людей.

zhrwgthwrthwyrtyheth6u.JPG

tyuik78yujhtyhfti8.JPG

tyjwytjhtehynthjyuuy.JPG

strhusurhjustyejiyu.JPG

sdghsrthgatehswtrj.JPG

rtshwrtynjhyrhjhyuk.JPG

Расстрельные ямы находились вблизи немецких блиндажей. Их размещение, согласно полученным данным, датируется 1941-1943 годами. Нужно сказать, что ямы, где находились трупы, каратели использовали и как места для мусора. При раскопках были обнаружены фрагменты от упаковок немецкого сыра, консервов, радиоактивной зубной пасты «Doramad».

Эти свидетельства происходившего на нашей земле ужаса производят неизгладимое впечатление. Поэтому восстановить историческую справедливость сегодня — наша общая задача.

Ирина КОНОВАЛОВА. Фото Дарьи КАЙМОВИЧ. Текст взят с сайта https://sozhnews.by